Кокориков Д.В.

 

РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Безопасность, как комплексное понятие, подразумевает под собой такое положение, при котором отсутствуют (или сведены к минимуму) угрозы кому-либо или чему-либо. В современной теории права выделяют множество видов безопасности: национальная, государственная, безопасность личности, экономическая, экологическая, безопасность предпринимательской деятельности, информационная, региональная, финансовая, энергетическая, психологическая, социальная и т.д. (к примеру: Галузин А.Ф. Правовая безопасность и ее принципы. Спб, 2008; А.А. Фомин. Юридическая безопасность – особая разновидность социальной безопасности: понятие и общая характеристика // Государство и право. 2006, № 2). Неверно было бы говорить о безусловном приоритете того или иного вида безопасности, поскольку только в своей совокупности они охватывают все сферы жизни и создать обстановку безопасности. Но, в тоже время, среди видов безопасности можно выделить узкоотраслевые и комплексные. К числу последних относится и понятие национальной безопасности, под которой чаще всего понимают состояние защищенности отдельно взятой нации от внешних и внутренних угроз.

Национальная безопасность – понятие многоаспектное. Достижение национальной безопасности возможно при условии реального наличия иных видов безопасности, таких как внешняя, экономическая, социальная и т.д. При этом важная роль принадлежит правовой безопасности, поскольку отдельные меры безопасности в самых различных сферах жизни осуществляются посредством правового регулирования соответствующих общественных отношений. Кроме того, особое значение правовой безопасности определяется тем, что она направлена на обеспечение защищенности самой системы права, на ее совершенствование и дальнейшее развитие.

В наиболее общем виде целями правовой безопасности можно назвать следующие: своевременное выявление общественных отношений, требующих законодательной регламентации, и закрепление их в законодательстве, защищенность закона на этапах разработки, принятия, внесения изменений и реализации. Отдельная цель состоит в совершенствовании процедур правоприменения, поскольку правовая безопасность в России во многом страдает от неверной квалификации фактических отношений, ошибочного толкования норм права и, конечно же – противоправных действий субъектов правоприменения.

Выделим два основных направления в достижении указанных целей правовой безопасности. Первое из них связано с правотворческой (законодательной), а другое – с правоприменительной деятельностью. Значение юридической техники в указанных процессах сложно переоценить (понятие юридической техники нами трактуется в самом широком смысле слова). Применительно к процессу создания нормативно-правовых актов юридическая техника представлена двумя взаимосвязанными видами техник – правотворческой и законодательной. Первая из них отвечает за выявление отношений, требующих законодательного регулирования, и создание соответствующих норм, т.е. за создание права, как такового. Вторая же содержит совокупность приемов, способов, средств и правил, которые направлены на правильное изложение норм права в законодательстве, на верное выражение воли законодателя в нормативно-правовых актах, т.е. на облечение содержания в конкретную форму. Рассмотрим влияние указанных разновидностей юридической техники на качество законодательства, которое непосредственно влияет на безопасность во всех ее проявлениях.

В специальной литературе незаслуженно мало уделяют внимания правилам правотворческой техники, которые позволяют своевременно выявлять новые общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации, а также заниматься мониторингом изменений общественных отношений, уже получивших свое выражение в праве, с целью оперативного внесения необходимых изменений. Соблюдение существующих правил позволяет не допускать несоответствие законов реальной социально-экономической ситуации, целям и задачам, сформулированным в Конституции, а также неполноту или незавершенность правового регулирования тех или иных общественных отношений. Удачным примером в этом плане в сфере уголовного права, к примеру, может служить новая редакция ч. 3 ст. 138 УК РФ («производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»), а в сфере гражданского права – введение обязательного нотариального удостоверения договоров купли-продажи долей обществ с ограниченной ответственностью.

Всесторонность освещения вопросов правового регулирования в сочетании с грамотным закреплением воли законодателя сократит количество «лазеек» для несправедливого применения аналогий закона и права, а также судейского усмотрения. В связи с этим отдельно подчеркнем важность комплекса нормативно-правовых актов, посвященных антикоррупционной экспертизе законов и законопроектов (Федеральный закон № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановления Правительства №№ 195, 196 от 05.03.2009 г.). Правила самой экспертизы, на наш взгляд, являются ничем иным как правилами юридической техники, которые впервые получили свое закрепление в нормативно-правовых актах федерального уровня. На антикоррупционную экспертизу, наравне с иными мерами, возлагаются значительные надежда в плане борьбы с коррупцией, которая, как известно, непосредственно угрожает национальной безопасности.

Для правовой безопасности не менее важной является и влияние юридической техники в рамках второго направления – в области создания правоприменительных актов. Правила правоприменительной техники регулируют все стадии процесса правоприменения. От того насколько всесторонне государственными органами будут устанавливаться фактические обстоятельства дела, насколько объективно и грамотно будет дана этим обстоятельствам правовая квалификация и будут приняты итоговые решения в значительной мере зависит уровень правовой безопасности в стране. Так, к примеру, в связи со значительной актуальностью вопросов экономической безопасности заслуживают пристального внимания дискуссии о возможности существования бюджетно-процессуального кодекса, который бы детально регламентировал процесс применения бюджетного законодательства.

Итак, в целом правовая безопасность направлена на устранение правовых опасностей в процессе создания законодательства и его применения, включает в себя защищенность правовой системы от правовых угроз, а также является правовым средством обеспечения всех видов безопасности, в том числе и безопасности национальной. Ключевую же роль в обеспечении правовой безопасности играет юридическая техника, многочисленный арсенала правил которой призван обеспечить страну законодательством высокого качества и компетентным правоприменением.